Форум » Наше хобби » Камни, минералы, самоцветы. » Ответить

Камни, минералы, самоцветы.

Мышь-мышь: Мания моей жизни. Я, честно говоря, даже убоялась,- вдруг я, всё-таки,- гном?! Откуда такая оголтелая любовь ко всему этому? А потом поняла,- не. Я,- жена дракона!

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Виктор: Рубрику, видимо, будут вести мои чешуйчатые любимцы. ЛАЗУРИТ (ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ) Использование лазурита как материала для украшений восходит к глубокой древности, и оставшиеся от тех времен шахты в Афганистане до сих пор дают прекрасный камень, несмотря не то что разрабатываются почти непрерывно в течение 6000 лет. Поделочный лазурит в отличие от большинства драгоценных камней представляет собой горную породу, в которой синие минералы, такие как лазурит, гаюин и содалит, находятся в смеси с кальцитом, диопсидом, пиритом и другими минералами. В высококачественном материале преобладают синие минералы, благодаря которым полированный камень выглядит почти однородным. Бронзовые блестки пирита, рассыпанные по его поверхности, служат признаком природного камня. Низкосортный чилийский материал содержит большие белые участки, но и сами синие области имеют светло-голубой цвет в отличие от настоящего глубокого ультрамаринового цвета хорошего лазурита. В справочниках обычно указывается, что удельный вес лазурита лежит в пределах 2,38—2,45. Однако эти значения были получены около 100 лет назад на небольших обломках синих минералов, входящих в состав лазурита. В действительности же удельный вес образцов хорошего лазурита составляет в среднем 2,80. Пределы значений 2,7—2,9 следует принять за норму, если только в камнях нет большого количества пирита, который, естественно, увеличивает их плотность. Настоящий лазурит можно отличить от его наиболее распространенной имитации — крашеной яшмы, известной как "швейцарский лазурит", по удельному весу: плотность яшмы не превышает 2,58. Кроме того, ее можно узнать по внешнему виду, в частности по цвету, похожему на цвет лазурита, по стеклянному блеску и мелким включениям и прожилкам прозрачного кварца. Отсутствие включений пирита, часто встречающегося в настоящем лазурите, может служить дополнительным признаком такой имитации. В 1954 г. появилась новая и эффектная имитация лазурита — синтетическая шпинель, окрашенная кобальтом в темно-синий цвет. Ее получили путем нагревания смеси определенных компонентов (окислов магния, алюминия и кобальта) при температурах ниже температуры плавления шпинели (2130°С), в результате чего образовался так называемый "спеченный" поликристаллический материал. Таким образом, правильнее было бы говорить о синтетической спеченной шпинели. Ее появление на рынке вызвало сенсацию, однако сейчас она почти забыта. Создатель этого материала — доктор Джегер. Продажу камней осуществляла фирма "Дегусса" (Франкфурт-на-Майне). Образцы этой имитации лазурита довольно дороги: они продаются в виде небольших плоских овальных или прямоугольных вставок и, главным образом, печаток, для которых очень хорошо подходят их твердость, блеск и прекрасный цвет. С целью имитации блесток пирита — характерной особенности природного лазурита — в спеченную шпинель вводят небольшие крупинки золота. Эту имитацию нетрудно распознать, поскольку ее структура и все остальные свойства сильно отличаются от структуры и свойств настоящего лазурита. С помощью лупы можно обнаружить зернистую структуру поверхности, под фильтром Челси камни выглядят ярко-красными (настоящий лазурит под фильтром имеет тусклый коричневато-красный цвет). Рефрактометр не дает четких показаний, однако границу затенения еще можно видеть вблизи значения 1,725 (лазурит в тех же условиях дает нечеткие показания вблизи значения 1,50). Твердость спеченной шпинели около 8 по Моосу, плотность 3,52. В отраженном свете она дает интенсивный спектр поглощения кобальта: линии при 650 нм (сильная) в красной области, при 580 нм (слабая) в желтой области, при 532 нм (слабая) в зеленой области и при 480 и 452 нм в синей области. Материал слабо просвечивает своеобразным красновато-пурпурным цветом, когда луч яркого света проходит через его тонкий слой. Другие имитации лазурита еще менее похожи на настоящий камень. Одна из таких подделок — синее авантюриновое стекло с блестками прямоугольных кристаллов меди. Еще одной имитацией хорошего лазурита является измельченный чилийский лазурит, связанный пластмассой и для придания имитации большей схожести содержащий сверкающие блестки частиц настоящего пирита. С помощью лупы можно убедиться, однако, что частицы пирита кристаллизовались не в том месте, где они находятся. Подозрительный образец может выдать себя запахом пластмассы при прикосновении к нему горячей иглой. Наиболее удачная попытка получить действительно синтетический лазурит была предпринята Пьером Жильсоном, о чем уже было сказано в гл. 9. "Синтетический" лазурит Жильсона имеет приятный цвет и может содержать обломки пирита, усиливающие эффект "натуральности" камня. Но и он отличается от настоящего лазурита большей пористостью, низкой плотностью и способностью взаимодействовать с разбавленной соляной кислотой, о чем можно судить по появлению сильного запаха сероводорода. Более того, он содержит заметные количества водных фосфатов цинка и, следовательно, является имитацией. Следует упомянуть два других синих непрозрачных минерала, которые иногда используются в ювелирном деле. Один из них - содалит относится к той же группе минералов, что и синий материал лазурита, довольно похож на него по внешнему виду, хотя цвет содалита более синий, но менее глубокий, чем цвет высокосортного лазурита. Твердость содалита, как и лазурита, 6, но по плотности он заметно уступает лазуриту (в среднем 2,30). Показатель преломления содалита (1,48) также ниже, чем лазурита, но четкие показания и в этом случае получить трудно. Другой минерал — лазулит; о нем уже упоминалось при описании бирюзы, на которую он довольно сильно похож по внешнему виду. Сходство названий "лазурит" и "лазулит" заставляет сделать некоторые замечания. Термин "лазурит" часто используется минералогами для обозначения ляпис-лазури, или синего компонента лазурита, тогда как минерал "лазулит" по составу совершенно отличен от лазурита. Чтобы избежать путаницы в названиях, стоит запомнить, что название минерала с окончанием на -рит (лазурит) является в данном случае "правильным". И, наконец, в заключение главы могут быть охарактеризованы два недавно открытых минерала, обладающие высокими декоративными качествами. Один из них, представляющий собой по-существу силикат кальция и калия, был обнаружен в России в районе реки Чары, от которой и происходит его название чароит. В необработанном природном состоянии чароит не прозрачен и совсем не привлекателен на вид, но полировка выявляет его живой фиолетовый цвет с необычным пестрым рисунком, что делает этот камень весьма подходящим материалом для изготовления различных изделий. Чароит имеет твердость 5—6, показатель преломления 1,55 и удельный вес 2,68; он легко распознается по характерному и часто волокнистому внешнему виду. Другой новый минерал был открыт в Японии в 1976 г. и назван сугилит — в честь профессора Суги. Возможность использования этого минерала в качестве ювелирного сырья сделалась очевидной лишь после обнаружения его фиолетовой марганцовистой разновидности на руднике Вессел в Хотазеле, Северная Провинция Южной Африки. Здесь он слагал массы фиолетового цвета, из которых иногда можно было извлечь просвечивающие кусочки превосходного фиолетово-сиреневого цвета, которые использовались для изготовления кабошонов, бус и различных резных поделок. Эти изделия были весьма благосклонно встречены на рынке США, когда поступили туда под названиями "Ройял Азел" илй "Ройял Лавулайт". Сугилит представляет собой сложный силикат щелочных металлов, железа, алюминия и других элементов и обладает гексагональной структурой. Минерал имеет твердость 6, плотность 2,74, показатели преломления 1,610 и 1,607 для обыкновенного и необыкновенного лучей. Наблюдаются полосы поглощения в фиолетовой области спектра при 411, 419 и 437 нм, которые обязаны своим происхождением примеси марганца. По составу, структуре и свойствам сугилит очень похож на другой редкий минерал — согдианит, за который он первоначально ошибочно принимался.

Муха: Ну правильно, кому как не драконам про камни рассказывать! )

Эрхарт: ГОВЛИТ Говли́т – минерал, боросиликат кальция. Окрашен в бледные серватые тона, имеет черные и бурые прожилки. Хорошо полируется до зеркальной гладкости. Твердость 3,5 - 4,0. Хрупкий. Непрозрачный. Другие названия: каулит, турквенит. Химическая формула: Ca2B5SiO9(OH)5 Турквенит - международный термин, обозначающий любой минерал, окрашеный в голубой или синий цвет или имеющий его изначально. Говлит турквенитом называют чаще всего. В России турквенитом называют все, что имеет голубую окраску и непрозрачно. Говлит появился на российском рынке относительно недавно: от силы лет десять назад, хотя на мировом рынке известен уже несколько веков. Он еще не успел примелькаться. Возможно, этим объясняется та легкость, с которой его крашеные экземпляры продаются как бирюза на территории отечества. Иногда крашеным в красный цвет говлитом заменяют даже кораллы. По большому счету, говлит репутацию камня-обманщика уже заслужил. Гораздо реже бывает крашеный в зеленый (не зеленовато-бирюзовый, а именно зеленый) цвет говлит. Его еще поискать надо. Он может попасться в хендмейде, ручной бижутерии, на "черном рынке" и таких интернет-аукционах, как Молоток. Используется как вставка. Около 75% всех фотографий "бирюзы" на интернет порталах и в личных дневниках - говлит. Остальные 25% - имитации бирюзы наподобие неолита. Крашеный говлит для человека, ни разу не видевшему натуральную бирюзу, часто является эталоном дорогого синего самоцвета. Впрочем, то же характерно и для лунного камня применительно к стеклу. Некрашеный говлит в России часто путают с кахалонгом. Белый говлит поступил на рынок от силы год-два назад, а отечественные продавцы известны своей безграмотностью. Отличить говлит от кахалонга просто: кахалонг всегда немного просвечивает. Он порист и гораздо легче говлита. Говлит непрозрачен, у него часто имеются четкие черные и коричневые прожилки. Кахалонг, будучи продуктом осадочным, таковые в выраженном виде имеет нечасто. Стоят кахалонг и некрашеный говлит примерно одинаково. Как ни странно, в последнее время доля на рынке говлита некрашеного возрастает. Раньше он был редкостью и практически весь употреблялялся для дешевых имитаций в пределах 1000 рублей за нитку бус. Возможно, это происходит из-за резкого роста качества и количества синтетической бирюзы: она еще дешевле и качественней. Имейте в виду, что прокраска говлита исключительно поверхностная. Камень плотный и не пропускает краситель в глубину. Если использовали дешевую нестойкую краску, она быстро смоется или сотрется. Голубые говлиты на отечественном рынке как правило качественные и могут послужить украшением довольно длительное время, но не стоит рассчитывать на большее. Натуральная бирюза - камень совершенно иного ценового диапазона, и ее можно наметанным глазом отличить от бирюзы с первого взгляда. Говлит же даже со стертым слоем останется неплохим светлым поделочным камнем, который не склонен темнеть или окислятся. Из говлита голубого изготавливают в основном бусы и вставки в изделия из неблагородных металлов. В клейменом золоте и серебре говлит не встречается: сам по себе минерал слишком простенький, а за вставку из окрашенного камня можно по законодательству РФ можно получить и тюремный срок. Зато там может быть что-нибудь другое. Чаще всего - синтетическая бирюза разного цвета. Бусы даже из очень массивного говлита не должны стоить выше 90$ рублей. Дополнительное окрашивание на цену не влияет. Если вы встретили подозрительные "бирюзовые" бусы за 200$ или 300$ - имейте в виду, что продавец этих бус является потенциальным уголовником. Ни в коем случае не берите их, даже если вам некуда девать деньги. Лучше в места с таким товаром не ходить вообще, особенно в небольших городах, поскольку российское правосудие беспощадно как продавцу, так и к покупателю. В остальном говлит - хороший поделочный камень. Стойкий к нагреванию в бытовых условиях, не окисляется, не меняет окраску. Не впитывает посторонние химические вещества. Хорошо полируется, блестит. Единственное, что он довольно мягкий и может помяться от падения - впрочем, все натуральные камни не рекомендуется ронять. Говлит природный некрашеный похож на кахалонг, белый агат, светлую яшму, светлый мрамор, белый жадеит и нефрит. Отдаленно похож на белый коралл и белую бирюзу. Говлит голубой крашеный имитирует бирюзу. Отдаленно напоминает дюмортьерит, лазулит. Говлит красный крашеный используется для имитации коралла.


Ирина: Как отличить натуральную бирюзу от подделки? Первыми, кто научился имитировать бирюзу, были египтяне. Интересно, что изготовлением поддельной бирюзы занимались еще в Древнем Египте, где мастера использовали стекло, окрашенное кобальтом, а также спек карбоната кальция, соды, кремнезема и медных компонентов для изготовления материала, похожего на бирюзу, ещё в 5 тысячелетии до нашей эры. Позже появились поделки из цветного стекла, фарфора; из кости, пропитанной солями меди, окрашенные пластические массы (сначала — галалит и целлулоид), и другие простые имитации. Голубой и синий материал разных тонов иногда измельчали в порошок и затем прессовали вместе с порошком или крошкой натуральной бирюзы, добиваясь «природной» неоднородности камня. Природная бирюза отличается от имитирующих ее минералов и других материалов физическими свойствами (твердостью, плотностью, цветом, люминесценцией, восковым блеском и др.). Под микроскопом структура поверхности природной бирюзы имеет характерный вид: на светло-голубом фоне наблюдаются темно-синие диски или беловатые обломки и включения. В синтетической бирюзе при достаточно большом увеличении на более светлом фоне наблюдаются угловатые голубые частицы. Линия абсорбции, характерная для природной бирюзы, отсутствует в спектрах поглощения синтетической бирюзы и имитаций. Тест горячей иглой может выявить облагороженную бирюзу: в месте прикосновения горячей иглы выплавляется парафин или камень обесцвечивается. Пластмассы и смолы от горячей иглы плавятся. Синтетическая бирюза отличается от природной текстурой (под микроскопом) и различным характером взаимодействия с разбавленной HCl. Поскольку бирюза характеризуется довольно широким интервалом физических свойств, ее идентифицируют комплесным исследованием с применением рентгеновских, спектральных (в ИКи видимой областях) методов и электронной микроскопии (наблюдаются пластинчато-призматические микрокристаллы). Сегодня искусственная бирюза для украшений используется чаще всего. Она изготавливается из алюмофосфатов меди, из окрашенных синтетических пластмасс и керамических материалов с красящими добавками (иногда в качестве добавок используются отходы натуральной бирюзы), а также имитацией служит хризоколла, варисцит и покрашенный в голубой цвет говлит. Особенно тяжело (что касается определения имитации и подделки) дело обстоит именно с бирюзой, так как ее подделывают не только поверхностым окрашиванием пластмасс и гипса, то также и красят похожие минералы, например говлит и различные кварцы. Сейчас даже научились создавать синтетическую бирюзу, которая очень похожа по составу на натуральную, и даже опытные геммологи не могут точно ее идентифицировать. Итак, поначалу - нужно внимательно рассмотреть дырочки-отверстия (бирюза пористая): если внутри отверстия материал белый, это подделка. Можно потереть камень влажной салфеткой и посмотреть, не останется ли на ткани краска, но это не очень надёжно - краситель может быть и крепкий. Или попробуйте хорошенько потереть ваткой, пропитанной спиртом. Если камень окрашен, ватка запачкается. Но данный метод выявляет только поверхностную дешевую прокраску. Можно подержать бирюзу над спичкой: если будет чернеть и плавиться, если появится характерный пластмассовый запах - значит это пластик под видом бирюзы. Все действия надо осуществлять с обратной стороны камня, так как в основном проверка приводит к повреждению камня. Попробуйте поцарапать бирюзу иголкой. Если камень не царапается, а об него стирается иголка, то перед вами скорее всего имитация из фаянса, стекла или халцедона (когда твёрдость камня больше 5,5 по Мосу, такого не может быть у бирюзы). Если бирюза царапается слишком легко, стружкой или белым порошком - это пластик. Белые полосы под верхним цветным слоем тоже сомнительны, так как природная бирюза окрашена по всей глубине. Накалите иголку и коснитесь камня. На облагороженной бирюзе (крашенной, пропитанной смолами или воском) в месте прикосновения изменится окраска или же выступит капелька пропитки. Пластиковые имитации начнут плавится с характерным запахом горелой пластмассы. Одонтолит издает запах жжёной кости. Хорошим критерием "природности и натуральности" бирюзы является её размер и цена. Размер более половины сантиметра - это уже достаточно большие вставки, они говорят о том, что это либо пресовка из крошки, либо имитация. Помните, что ювелирная природная бирюза - редкий и дорогой минерал, к тому же в природе встречается лишь маленькими кусочками, вряд ли из него будут делать бусы. Цена изделия даже с небольшой вставкой из природной бирюзы начинается в среднем от 200 долларов, все что дешевле - не бирюза! Заменителем бирюзы, как уже было сказано, могут служить также кости или зубы ископаемых животных. Их окрашивают солями железа или меди. При окрашивании железом получается синий цвет, а зеленый будет, если окрасить медью. Такие кости хорошо режутся, полируются, и изделия из них часто продают, как бирюзу. Так что, если вы видите такое непонятное название - бирюзу костяную, или бирюзу западную, будьте уверены, что к натуральной бирюзе это имеет мало отношения. Сегодня есть немало камней, продаваемых под видом бирюзы. Чаще всего предлагают халькосидерит, алюмохалькосидерит, рашлеит, фостит (фаустит), вардит, варисцит, хризоколла, донтолит, стелларит и т.д. Многие из них уступают бирюзе по качествам. Окрашенный ховлит (силикоборокальцит), гораздо ярче, легче и мягче бирюзы. Часто предлагаемые из США кварц и окрашенный халцедон прозрачнее и обладают меньшей плотностью. Но некоторые из "дублеров-аналогов" обладают хорошими характеристиками. Например, турквенит - очень достойный заменитель бирюзы (месторождения его сильно истощены), по некоторым характеристикам превосходит даже облагороженную бирюзу. Он не трескается от нагревания, не меняет цвет, не боится воды и света. В сущности, от бирюзы турквенит отличается лишь фарфоровым блеском (в отличие от воскового или шелковистого блеска, свойственного натуральной бирюзе). Варисцит и лазулит Варисцит и лазулит - минералы, сходные с бирюзой; оба они представляют собой водные фосфаты алюминия, но не содержат меди. Плотность лазулита составляет 3,1 г/см3 (больше, чем у бирюзы), твердость - 5,5, показатель преломления 1,61 - 1,64. Иногда лазулит называют "голубым шпатом". В отличие от скрытокристаллической бирюзы он представлен тонкозернистым материалом. У варисцита плотность около 2,4, твердость - 4 - 5, показатель преломления до 1,57. Окраска зеленая, темно-зеленая, голубая, желтая. Блеск стеклянный. Образует корочки, желвачки, редко кристаллы октаэдрического облика. Спайность отсутствует. Наиболее распространенные разности варисцита развиваются в виде глазков, что не характерно для бирюзы. Высококачественный варисцит такая же редкость как и хорошая бирюза, если не более редкий. Окрашенные минералы: Окрашенный ховлит - силикоборокальцит, легче бирюзы и мягче ее. Цвет окрашенного материала может быть очень ярким, цена на него значительно ниже. Окрашенные кварц и халцедон - материал, значительно более дешевый, чем бирюза, предлагается американскими поставщиками. Эти камни прозрачнее бирюзы, легче (плотность 2,63 г/см3), с меньшим показателем преломления - 1,53 и большей твердостью (6,5 - 7). Органические соединения: Одонтолит. В прошлом за бирюзу часто выдавали одонтолит - ископаемую слоновую кость, окаменелые зубы или кости ископаемых животных, частично замещенные фосфатами железа или меди и окрашенные в синий и в зеленый цвет. Внешне материал очень похож на бирюзу. Показатель преломления одонтолита 1,57 - 1,63. Твердость 5. Плотность выше 3 г/см3. Вскипает от соляной кислоты. В шлифах видна первичная органическая структура минерала. Надежным способом отделения бирюзы от поделочных материалов органического происхождения является способность органики к горению. Искусственные минералы и материалы: Удачные подделки получаются при прессовании осадка фосфата алюминия, окрашенного в синий цвет при помощи олеата меди, поскольку он имеет почти такой же внешний вид, твердость и плотность, как и бирюза. В отличие от природного камня искусственный материал плавится в пламени паяльной трубки. "Венская бирюза" - это имитация, получаемая путем совместного дробления, нагревания (больше 100оC) и прессования смеси малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. Формула этого материала отличается от бирюзы. Твердость спрессованной бирюзы около 5. Плотность 2,4, при насыщении водой увеличивается до 2,6 г/см3. Показатель преломления 1,45. При нагревании эта подделка чернеет или сплавляется в черное стекло, а не растрескивается, как бирюза. "Синтетическая бирюза" (неолит) - распространена с 1957 года. Камень приятного внешне голубого цвета, иногда с извилистыми прожилками "основной массы". Это смесь байерита и фосфата меди, а основная масса - аморфное соединение железа. Байерит - побочный продукт алюминиевого производства, по составу аналогичен гидраргиллиту. Твердость около 4. Показатель преломления 1,55. Плотность 2,4 г/см3. Практически неолит идентичен венской бирюзе. Искусственная бирюза, состоящая из мелких зерен голубого и белого материала, сцементированных алкидной смолой была создана В 1953 г. в Америке. Твердость этой бирюзы около 2,5. Плотность 1,85 г/см3. В отдельных образцах твердость достигает 3,5, а плотность 2,39 г/см3. Стекло и эмаль - впервые использовались как имитации египтянами за 5 тыс. лет до н. э. для получения материала, похожего на бирюзу. Стеклянные бусы голубого цвета были найдены в усыпальнице Тутанхамона (1350 до н. э.), они были окрашены кобальтом. Современные стеклянные бусы также делают под бирюзовые. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слега обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Большинство имитаций из стекла имеет более высокую плотность по сравнению с природной бирюзой. Пластик - это конечно самая дешевая имитация бирюзы. Из него отливают кабошоны, иногда с характерным для бирюзы рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без характерного воскового блеска, наоборот - блестят глянцево. При использовании коллоидного кремнезема, в качестве связующей массы плотность получаемого материала равна 2,65. Дуплет. За бирюзу часто также выдают и дублет из халцедона и стекла. В настоящее время в ювелирных изделиях используется и синтетическая бирюза. Статья подготовлена - DogNa, для www.TreeLand.ru.

Герман: «Аналоги и подделки бирюзы. Прессованная бирюза. Бирюза - относительно мягкий и поэтому довольно чувствительный к разным влияниям камень. При частой носке цвет ее может побледнеть, поэтому издавна (а сегодня особенно, ведь количество природной бирюзы уменьшается) бирюза даже хорошего качества подвергалась обработке, которая делала ее более устойчивой и пригодной для использования в ювелирном деле для изготовления украшений. В давние времена на Востоке, а потом и на Западе делали попытки "оживить" бирюзу. Возможности "оживления" бирюзы описывает ученый-энциклопедист аль-Бируни (X-XI века, Средняя Азия): "Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы". Различается драгоценная и полудрагоценная бирюза. Драгоценная - плотная, полупрозрачная, голубой или зеленовато-голубой окраски, она составляет от 5 до 20 процентов общей масса бирюзы. Отличается довольно высокой плотностью (2,8 - 2,9), используется для изготовления дорогих ювелирных изделий (как крупные камни, так и крошка или пластины). Полудрагоценная бирюза несколько более низкого качества, отличается непостоянством окраски в голубых, зеленых и желтовато-зеленых тонах, и более низкой плотностью (2,65 - 2,8) и относительно крупным размером вкраплений. Именно этот вид бирюзы составляет основные запасы на месторождениях. Полудрагоценная бирюза, оправленная чаще всего в серебро, используется для изготовления украшений и резных изделий. Обилие подделок под бирюзу объясняется тем, что бирюза всегда пользовалась огромным спросом, а также дефицитностью природного сырья. Ювелирные разности бирюзы составляют на каждом месторождении не более 5 - 10%. В общем количестве реализуемой на мировом рынке бирюзы более 60% бирюзы облагороженной, окрашенной, уплотненной и синтетической. Бирюза имеет большое количество имитаций, среди них: облагороженная, прессованная бирюза; минералы схожего облика: варисцит, лазулит, хризоколла, халькосидерит; минералы окрашенные: ховлит, кварц, халцедон; органические материалы (одонтолит); искусственные минералы и материалы: стекла, эмали, керамика, пластмасса и др.; дуплеты. Ниже публикую принятую классификацию, из американской юридической и ювелирной терминологии, там бирюзу принято делить на следующие категории: ПРИРОДНАЯ (НАТУРАЛЬНАЯ) БИРЮЗА Natural turquoise Это необлагороженная, ничем не прокрашенная и не пропитанная, несинтетическая, твердая (нерыхлая), непористая бирюза наивысшего качества. Это материал в данном случае "девственный", "созданный природой", нетронутый человеком, и означает, что природная бирюза изначально такова, что не нуждается в дополнительной обработке и никогда не подвергалась какому-либо изменению (кроме шлифовки или огранки) со стороны человека. Это, конечно, наиболее ценная и дорогая бирюза, она не предназначена для массового рынка и искать ее в магазинах просто не имеет смысла - такой нету. Такая бирюза практически не встречается в современных ювелирных изделиях. УКРЕПЛЕННАЯ (ЦЕМЕНТИРОВАННАЯ) БИРЮЗА Stabilized turquoise Среднего качества бирюза (более мягкие и пористые или известковистые (chalk) образцы природной бирюзы), качество её улучшается пропиткой различными прозрачными натуральными или искусственными органическими цементами (например полистиролом, эпоксидной и алкидной смолой, маслами, воском, парафином, жиром, выпаренным кварцем и т.п.). Цементированная (укреплённая, стабилизированная) бирюза. В данном случае после обработки результат - укрепление твёрдости структуры и консервирование изначальной природной окраски (цвет она не меняет), для того чтобы сделать её более пригодной для использования в ювелирном деле. В результате укрепления (стабилизации) плотность мелоподобной бирюзы может возрасти с 1,8 до 2,45 г/см3, а твёрдость очень значительно возрастает - от 2 до 5, физические свойства укреплённой бирюзы становятся близкими к твердым природным образцам, и химический состав и структура камня тоже. Улучшается декоративность: в отличие от природной бирюзы, окраска которой меняется со временем под воздействием внешней среды и соприкосновения с кожей, укрепленная бирюза надолго сохраняет свой цвет.Кольцо с укреплённой бирюзой. Укрепленная бирюза при хорошей обработке внешне ничем не отличима от высокосортных природных образцов и часто продается по той же цене, иногда немного дешевле. Обработанная таким способом бирюза настоящая и не является подделкой. В последние годы появились также запатентованные технологии укрепления бирюзы среднего качества с помощью выпаривания кварца. Этот метод позволяет получить бирюзу высокого ювелирного качества, которая ни по внешнему виду, ни с помощью геммологических тестов, вообще неотличима от природной! Укрепленная бирюза - это когда недостаточно плотную (мягкую) бирюзу для укрепления пропитывают специальными прозрачными веществами - полистиролом, эпоксидной смолой, парафином, жиром. При этом не только укрепляется структура минерала, но и консервируется цвет, в процессе носки он не так быстро выгорает. В общем-то, обработанная бирюза даже больше подходит в качестве ювелирного материала на украшения. На глаз такую бирюзу нельзя отличить от натуральной, а стоит она обычно (но не всегда) значительно дешевле. ОБЛАГОРОЖЕННАЯ бирюза Color-Treated turquoise Облагороженную бирюзу не следует смешивать с "восстановленной" бирюзой, изготовленной из смеси пудры, слоновой кости, медистого красителя и цемента. Если помимо цементирования по предыдущему способу бирюзу ещё и подкрашивают (обычно подражают персидской голубой бирюзе, которая является эталоном цвета, или просто затемняют матрицу, чтобы она сильнее контрастировала с основным цветом), то такую бирюзу называют "облагороженной" (treated) или "усиленной цветом" (Color-Enhanced). Австралийская зеленая бирюза (Aussie Green or Like Green Chalk Turquoise) Целью и результатом обработки здесь является укрепление твердости структуры, восстановление и/или изменение изначальной природной окраски в ювелирных целях. Облагороженная бирюза может быть распознана по внешнему виду: она имеет характерный пластмассовый глянец, неестественно голубой цвет и отполированность. Поэтому обработанная лишь с помощью бесцветного воска или искусственной смолы УКРЕПЛЕННАЯ БИРЮЗА ценится дороже, чем ОБЛАГОРОЖЕННАЯ БИРЮЗА, обработанная с помощью красителей. Первая - как натуральная, красивая от природы, вторая перенесла слишком заметное вмешательство человека и стала гораздо меньше похожа на себя. Но обработанную таким способом бирюзу также нужно считать настоящей. Имитация и подлог возникают только тогда, когда вам продают облагороженную из низкосортного и некондиционного матриала бирюзу под видом и по цене высокочественной природной. По правилам Международной Ассоциации Ювелиров (ICA) этот вид обработки должен всегда указываться производителем. Этому правилу, конечно, следуют далеко не всегда, особенно - если покупаете украшения на рынках. Встречаются такие коммерческие разновидности облагороженной бирюзы: подпись Яблочно-зеленая бирюза (Apple Green Chalk Turquoise) Розовая бирюза (Fuchsia Chalk Turquoise). Австралийская зеленая бирюза (Aussie Green or Like Green Chalk Turquoise) Мелоподобная бирюза (Chalk Turquoise): изначально она бледная и очень рыхлая низкокачественная бирюза, цементированная и облагороженная до чистого небесно-голубого цвета, имитирующего бирюзу из копи "Спящая красавица". Производится в основном в Китае. Итак, облагороженная бирюза - укрепленная и подкрашенная бирюза, делается для усиления цвета или для получения неестественных для природного образца оттенков - тёмно-синий, фиолетовый, яблочно-зеленый, даже розовый. В продаже часто попадается бирюза с затемненными прожилками, которые контрастируя с основным цветом делают его ярче. Отличить можно: во-первых, по неестественным (слишком ярким) цветам, во-вторых - такая бирюза приобретает пластмассовый глянец, и как правило, слишком тщательно отшлифована. ВОССТАНОВЛЕННАЯ (РЕКОНСТРУИРОВАННАЯ) БИРЮЗА прессованная бирюза Reconstituted turquoise Она также не является имитацией и подделкой — это измельчённые в порошок частицы низкосортной и некондиционной (изветсковистой (мелоподобной) бирюзы), либо отходы высокосортной природной бирюзы, скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спресованные в брикеты для дальнейшей обработки и огранки. Это наиболее дешевая разновидность бирюзы, которая в России часто обозначается термином "прессованная бирюза". Некоторые называют такую бирюзу подделкой, имитацией или "синтетическим бирюзоподобным продуктом". Но такая бирюза не является ни имитацией (поскольку сама является бирюзой), и тем более подделкой: при условии, что такая бирюза целиком реконструирована из бирюзы без добавления других материалов кроме цементов и не продается под видом и по цене природной. Проблема только в том, что часто под видом восстановленной бирюзы продают чисто синтетическую бирюзу. ИМИТАЦИЯ БИРЮЗЫ Imitation turquoise Это вообще не бирюза, а либо: Chalk Turquoise - Мелоподобная бирюза, из облагороженных вариантов. прокрашенные в массе природные минералы искусственные материалы, которые имитируют цвет природной бирюзы. Бирюза благодаря своей ценимости и тому, что так любима, всегда заставляла искать похожие на нее минералы, которые в их естественном виде или после искусственного подкрашивания могли бы применяться в ювелирных изделиях вместо бирюзы. В 1546 году Агрикола писал: "Никакой другой драгоценный камень невозможно настолько неотличимо имитировать, как бирюзу..." Сейчас таких минералов-имитаторов насчитывается около двадцати. В качестве природных имитаций бирюзы часто используют хоулит, магнезит, кахалонг, хризоколла, низкосортный лазурит, халцедон, яшма. Существуют также имитации бирюзы из обожженного гипса и алебастра. Также бирюзу очень часто подделывают пластмассой (при нагревании она плавится и сильно неприятно пахнет, она не пористая по структуре), поверхностным окрашиванием медью кости и подобных материалов (внутри такая поделка белая), из стекла, фарфора и прочее.Яблочно-зеленая бирюза (Apple Green Chalk Turquoise) Можно встретить такие названия "бирюзы": "неолит","гамбургская бирюза", "необирюза" -это синтетика! Розовые, оранжевые, сиреневые, тёмно-синие и насыщенно зелёные цвета несвойственный натуральной бирюзе - это искусственно подкрашенные образцы.Зато улучшенный цвет, в отличие от натурального, не выгорает на солнце и более устойчив к внешним факторам. В настоящее время широко распространенна синтетическая бирюза и бирюза реконструированная. Первая очень близка по свойствам и составу к природной, а вторая получается путем прессовки отходов натуральной бирюзы с органическим цементом. Считается, что настоящая бирюза меняет цвет при перемене погоды. У кого есть настоящая бирюза, могут проверить мое предположение. Правда, искать нужно, видимо, в старинных украшениях - если у кого-то такие сохранились. »

Альтер Эго: Авантюриновое стекло Все, что массово продается в магазинах в виде бус, браслетов и блестящих вставок в украшения - стеклянная имитация с добавлением в расплавленную массу стекла оксидов меди, железа, хрома и кобальта (фото справа), фактически окрашенное стекло с блестящими включениями. Чрезмерное обилие блесток обычно говорит о подделке. Исторически авантюриновое стекло изобреталось независимо в разных странах мира. Цвет натурального камня белый, светло-серый, медовый, розовый, кирпичный, вишневый, зеленый. Насыщенные цвета нередки, а вот блестки - да. На фото справа приведен синтетический авантюрин. Натуральные камни встречаются очень редко. Для того, чтобы отличить авантюрин от других минералов, необходимо установить наличие мелких блесток и чешуек, которые обычно слабо заметны в натуральных камнях. Иногда природный минерал в отличие от синтетики может проявлять слабую ирризацию, в то время как синтетический авантюрин просто может сильно блестеть. В стеклянной имитации чешуйки иногда могут располагаться неравномерно, наблюдаться зоны окрашенного стекла с пониженным содержанием блесток или вообще без них. Наиболее часто встречаются стеклянные имитации золотисто-коричневого или иссиня-черного цвета с обилием ярких и красивых чешуек. Цвет натурального камня белый, светло-серый, медовый, розовый, кирпичный, вишневый, зеленый. Насыщенные цвета нередки, а вот блестки - да. Образцы природного авантюрина могут быть и довольно невзрачными, и роскошными переливающимися многоцветными и мерцающими золотыми искрами минералами. Увидеть синтетический авантюрин в большом количестве Вы можете в любом отделе бижутерии (1). Посмотрите на фотографии натурального авантюрина внизу и сравните (2). Гранат, стекло Гранаты очень давно и очень успешно подделывают в стекле. Оно так и называется - гранатовое стекло. Чаще всего подделывают красные пиропы и фиолетово-красные альмандины, реже - зеленые гранаты. Самым сокрушительным конкурентом в свое время для лучшего натурального чешского пиропа (красного граната) стало чешское же гранатовое стекло. Сегодня очень часто подделку гранатов можно встретить в бусах и колье. Это идеально гладкие, равномерно окрашенные, слегка блестящие бусины правильной формы, буквально одна в одну. По цвету очень похожи на натуральные гранаты, особенно альмандины. Часто могут соседствовать на одной витрине как натуральные гранаты, так и их имитация, при этом имитация смотрится выигрышнее и стоит дороже природных гранатов низкого качества. Помните, что природные гранаты в недорогих бусах и браслетах несовершенные, в них присутствуют трещинки, зоны неравномерной окраски, дефекты поверхности. Это гранаты, которые нельзя использовать для нужд ювелирной промышленности. Даже маленькие гранаты ювелирного качества огранивают, поэтому в недорогих украшениях (таких, как бусы, колье, браслеты) высококачественные гранаты массово не встречаются. Имитация выглядит совершенной. Обратите на это особое внимание и не покупайте слишком удачные подделки из гранатового стекла. Лучше посоветуйтесь с независимым специалистом. Для стекла характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом. Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение. В ювелирных изделиях из золота гранаты не подделывают, если это указано на этикетке. Имитировать гранаты в золоте и серебре можно фианитами, при этом цвет практически не отличим от натурального, но фианиты блестят сильнее натуральных гранатов. На этикетке изделия обязательно будет указан истинный материал вставки.

Бриан: Жемчуг, подделка ЖЕМЧУГ. Поддельный жемчуг имитируют в стекле или пластмассе, он относится к категории бижутерии и не должен присутствовать в ювелирных украшениях. Синтетического жемчуга не бывает. Сегодня цена на культивированный жемчуг такова, что хорошая бижутерия, имитирующая жемчуг, часто стоит сопоставимо или заметно дороже ожерелья из культивированного жемчуга. Поэтому имеет смысл отказаться от покупки такой бижутерии, так как она намного менее долговечна и эстетична (бижутерия имеет товарный внешний вид 1-2 года, культивированный жемчуг - 25-50 лет и более). Природный жемчуг вырабатывается раковинами-жемчужницами. Выращивают жемчуг искусственно, подложив в живую жемчужную раковину основу (шарик) из металла, пластмассы или перламутр из раковины и дождавшись нарастания слоя перламутра в 0,01-0,1 и реже 1,5-2 мм. Даже крупные вырощенные жемчужины могут содержать очень тонкий слой перламутра. Практически весь жемчуг, продающийся в специальных отделах и ювелирных магазинах (даже дорогих), вырощен на инородной основе, которая хорошо просматривается в снимке под рентгеновскими лучами. Невооруженным глазом без рентгеновских и т.п. лучей отличить природный жемчуг от идеального, но вырощенного искусствено нельзя. На некачественных жемчужинах (то, что массово продается) основа может просвечивать сквозь локальное истончение перламутрового слоя. Отличить от натурального жемчуг, полностью вырощенный из маленькой природной основы, практически невозможно. Жемчужину в недорогих бусах можно расколоть или надпилить и увидеть инородную основу. Обычно выращивают белый и беловато-желтоватый жемчуг, затем его могут окрасить красителями в благородный розовый цвет или в растворе соли серебра в благородный черный цвет, причем окрашивается только верхний слой. Искусственно окрашенный жемчуг не подлежит восстановлению в кислоте, так как потеряет свой внешний вид еще больше. Искусственную окраску можно снять ваткой, смоченной в 9% уксусной кислоте. Существует и культивированный БЛИСТЕР-жемчуг (японский жемчуг) из Австралии: это не настоящий культивированный жемчуг. Это самый дешевый и самый массовый жемчуг. Он состоит из тонкостенной перламутровой оболочки, а все остальные его части изготовлены техническим путем. Сначала к внутренней стенке раковины моллюска прикрепляют ядро из глины или синтетической смолы, а после того как оно покроется тонкой перламутровой оболочкой, его удаляют из раковины (просверливая створку снаружи, вследствие чего моллюск погибает), ядро вырезают из оболочки и заменяют его перламутровой полусферой. Затем половинки склеивают в целую жемчужину. Посередине таких жемчужин иногда виден поясок с просвечивающим слоем основы и даже остатки клея. Иногда в ожерелье комбиринуют блистерный и низкокачественный культивированный жемчуг, цена за браслет или короткое ожерелье составляет 5-10 долл., за длинные бусы не более 20-25 долл. На рынке дешевле, в салоне чуть дороже (но неконцептуально). По этой-же технологии изготавливают фигурки, покрытые перламутром (птиц, зверей ит.п.). Если образования на стенке раковины не годятся для изготовления жемчужин или фигурок, это отходы производства и некондиция, их продают вместе с куском раковины (делайте выводы). Если Вам в салоне продали блистерный склеенный жемчуг с сертификатом и по цене натурального или культивированного (вырощенного искусственно из основы) за 100-200 долл., это мошенничество. Корунд, подделка ПОДДЕЛКИ СИНТЕТИЧЕСКИХ КОРУНДОВ. Оказывается, что сейчас подделывают не только натуральные природные камни. Поскольку после распада СССР цены на синтетическое корундовое сырье стали довольно высоки, цены на синтетические корунды, сапфиры и рубины тоже оказываются не копеечными. На фото справа типичный образец подделки синтетических монокристаллов корунда (синтетических рубинов и сапфиров). Довольно яркие цвета и характерная голтовка (форма, напоминающая обкатанную гальку) или кубы. Вроде бы и похоже на корунд, и дорого может продаваться, но вырощено не Вернелевским способом. В промышленных масштабах искусственные корундовые материалы получают в результате плавления боксита в электропечах с восстановителем (железными опилками). Они также употребляются как абразивы; методами порошковой металлургии из них изготовляют резцы для механической обработки металлов при высокой температуре. Они не годятся для ювелирной промышленности (для гранения как вставки). Если у кого-то еще сохранились синтетические рубины советской огранки (камни производства СССР) в ювелирных изделиях - не спешите от них избавляться. У Вас образец прекрасной машинной огранки камня и редкий образец ценного синтетического камня. Теперь их просто так уже в ювелирном магазине не купишь. Сегодня цены на ограненные синтетические корунды, рубины и сапфиры для ювелирных изделий во много раз превышают цены на традиционные бесцветные и окрашенные фианиты (синтетические кубические цирконы), хотя они и заметно дешевле цен на натуральные драгоценные камни группы корундов. Цены на синтетические корунды будут постоянно расти, так как их производят не очень много, а импортное сырье дорогостоящее. БУЛИ. Монокристаллы синтетического корунда представляют собой модификацию окиси алюминия, в которой небольшая часть ионов алюминия может быть изоморфно замещена ионами группы железа или ионами меди. Выращивание синтетических монокристаллов широкой гаммы цветов (рубинов, сапфиров, топазов, аметистов и др.) осуществляется методом Вернейля. Рубин и сапфир - минералы, которые хотя и различаются по внешнему виду, обладают идентичной кристаллической структурой и свойствами, за исключением присутствия незначительных концентраций элементов-примесей, придающих им характерные цвета. Рубин и сапфир состоят в основном из окиси алюминия Al2O3, кристаллическую форму которой минералоги называют корундом. Кристаллы, выращенные по методу Вернейля, известны как Були, по видимому в связи с тем, что первоначально они имели округлую форму. Этот термин, введенный Годеном и применявшийся Вернейлем, стал обычным у специалистов по выращиванию кристаллов несмотря на то, что сейчас кристаллы имеют цилиндрическую форму. Сегодня выращивают цилиндрические були диаметром 20 мм и высотой цилиндра 50-70 мм и полубули (половина цилиндра, разрезанного вдоль, с основанием 10 х 20 мм). Монокристаллические прозрачные були и стержни искусственного корунда (синтетические рубины и сапфиры) получают плавлением и рекристаллизацией глинозема (оксида аллюминия) в кислородно-водородном пламени. Були могут быть дополнительно окрашены: примесями ионов Cr (хрома, до 2%) - в красный, V (ванадия) - в серовато-зеленый при дневном свете и фиолетовый при искусственном освещении, Mn (марганца) - в желтовато-розовый, Ni (никеля) - в желтый, Ti (титана) - в розово-фиолетовый цвета. При огранке синтетических корундов под разными названиями (сапфир, рубин, топаз, александрит, аметист) они применяются в ювелирном деле. Плотность синтетических корундов составляет 4 г/куб.см, твердость составляет примерно 9 для окрашенных корундов и 9,25 для оптически чистых сапфиров (твердость алмаза составляет 10 по шкале Мооса).

Мышь-мышь: В догон к лазуритам и иже с ними. Поковырявшись в ящиках, просмотрев всё своё сине-небесное барахло и разложив на кучки собственно лазуриты, содалиты и дьюмортьериты, я поняла, как мне нравится... именно дьюмортьерит. Больше всего остального! И уж больше лазурита,- это точно. Собственно, лазурит из всей из этой братии вовсе не самый эффектный, хотя и самый дорогой. Посмотри, вот ещё примеры дьюмортьерита. Я согласна его покупать вместо лазурита,- пусть подсовывают. Лишь бы... цену лазурита не драли!

Уни: ГЕМАТИТ действительно имеет цвет запекшейся крови, который ему придают оксиды железа. Иногда буровато-красный оттенок гематита становится почти черным. Такие камни получили название "черных алмазов"... Название этого твердого и тяжелого камня происходит от греческого слова хайматос - "кровь" Тонкие пластинки ГЕМАТИТА полупрозрачны, а сами камни отливают металлическим, стеклянным блеском. Не случайно причудливые образования, встречающиеся в залежах гематита, в старину называли порой "красной стеклянной головой"))) Гематит является символом храбрости и мудрости. С древности считали, что он дает силы и неуязвимость, способствует сохранению оптимизма, храбрости и воли. Гематит -это оберег для мужчин, прежде всего для воинов. Уходящему воину делали обережный заговор на этот камень, чтобы он помог вернуться домой живым и здоровым. Считается, что он избавляет своего владельца от приступов гнева и необдуманных действий, придает чувство уверенности и защищенности. Гематит помогает накопить и использовать энергию так, как это хочет владелец. Он позволяет человеку воздействовать своей аурой на других людей. В древности Гематит ценился как сильнейший магический амулет. В Европе его считали талисманом чернокнижников, в Древнем Египте жрицы богини Исиды для защиты себя и богини от темных сил и во время совершения ритуалов надевали украшения из ГЕМАТИТА. Как магический талисман его почитали и в Древней Греции. Связь с именами- Никита, Певел, Наталья, Лариса. Покровительствует Ракам, Скорпионам. Иногда буровато-красный оттенок гематита становится почти черным. Часто на поверхности камня проявляется синеватая "побежалость" - как у мыльных пузырей. Очень часто тонкораспылённый гематит в отдельных минералах и горных породах окрашивает их в интенсивный красный цвет. Таковы, например, сургучно-красные яшмы, красные мраморы, красные глинистые сланцы. Тонкие пластинки гематита полупрозрачны, а сами камни отливают металлическим, стеклянным блеском. В древности плоские куски гематита использовали в качестве зеркал и называли спекуляритом. Кровавик образуется в месторождениях различных генетических типов и разнообразных горных породах, вместе с магнетитом, гётитом, кварцем и другими при достаточно высоком окислительном потенциале среды. Гематитовые руды принадлежат к числу важнейших железных руд, из которых выплавляются чугун и сталь. Содержание железа в сплошных гематитовых рудах колеблется от 50 до 65%. Крупнейшие месторождения высококачественных гематитовых руд связаны с древнейшими докембрийскими железистыми кварцитами (джеспилитами). Еще одна роль гематита – использование его порошка для получения красной краски (красной охры). Украшения из натурального гематита надо хранить бережно, избегая ударов или трения. Нельзя носить украшения с гематитом на голое тело под ярким солнцем – гематит может раскалиться и обжечь кожу. Месторождения гематита существуют в России, Казахстане, Украине. За рубежом гематит добывают в Бразилии, Италии, Швейцарии и США. Разновидности гематита В природе встречается несколько разновидностей гематита: 1) железный блеск — кристаллы и крупнокристаллические ростки; 2) железная слюдка — чешуйчатые агрегаты; 3) железная роза — сростки пластинчатых кристаллов, напоминающие по форме венчик махрового цветка шиповника; 4) красный железняк — плотные мелкокристаллические агрегаты красного цвета; 5) красная стеклянная голова — плотные почковидные скопления; 6) мартит — плотные или рыхлые образования. Состав и физические свойства гематита Гематит - железорудный минерал Fe2O3. Содержит до 70% железа. Гематит кристаллизуется в тригональной системе. Кристаллы железно-серого цвета с полуметаллическим блеском. Гематит непрозрачен. Твёрдый, но хрупкий. Твердость по шкале Мооса: 6–6,5; плотность - 5,3 г/см3. Обработанный гематит внешне похож на морион, чёрный кремень, гагат, обсидиан, но от них отличается сильным металлическим блеском, высокой плотностью (намного тяжелее схожих с ним минералов и любой синтетики), характерный отличительный признак - красный цвет черты. Другие названия гематита Аляскинский алмаз, железная почка, железная слюдка, железная сметана, железный анатаз, железный глазок, железный красный блеск, зеркальная руда, красная руда, красный железняк, красный охристый железняк, кровавик, кровавый камень, сангвин, чёрный алмаз. отите верьте, хотите нет, но гематит - это всего лишь железорудный минерал c простой формулой Fe2O3. Как поделочный камень гематит известен с глубокой древности. Из него делали перстни-печатки и геммы, которые притягивали взгляд ярким металлическим блеском и глубоким темно-серым цветом. Название "гематит" происходит от греческого слова "кровь": именно таков цвет минерала в порошке, который используют как краситель (красная охра). Американские индейцы, идя на тропу войны, раскрашивали себя этой охрой. В Европе, начиная со средних веков, мода на гематит то сходит на нет, то снова возрождается. Последний раз камень был моден в 70-е годы прошлого века. Сегодня многие европейцы увлечены мистикой, считают, что гематит - камень магов, и используют его как защиту от нападения и для лечения болезней кровообращения. В ювелирных изделиях гематит очень дешев. Ведь ценность камня определяется прежде всего его редкостью и стойкостью. А гематит очень распространен. У нас его добывают, например, на Урале. Есть он и в Западной Европе, и в Америке. Твердость гематита в два раза ниже, чем у кварца, - это значит, что камень быстро теряет полировку. Что касается красоты, то ценители во все времена предпочитали прозрачные минералы. Если вы хотите купить именно гематит, то надо уметь отличить его от подделок. Под этим названием могут продаваться изделия из металлокерамики. По внешнему виду отличить гематит от них трудно. Но если провести кусочком гематита по неровному сколу керамики (это может быть разбитое блюдце или чашка), то он оставит красную черту, а металлокерамика такого следа не оставит. В США создан и синтетический аналог гематита - гематин, он имеет тот же цвет черты и удельный вес, что и гематит, но, в отличие от него, притягивается магнитом. Изделие из гематита нужно оберегать от трения и ударов. Вообще, странно. На удивление мало с гематитом приличных украшений. Наверное, потому, что обрабатывать его сложно, а стоет камень всего три копейки.

Муха: А еще народ не понимает гематиты, как камни в украшениях. Типа неблагородный камень.

Мышь-мышь: Ну дык, строго говоря, он и есть неблагородный камень. Такой же распространённый и бросовый, как и, скажем, агат или мрамор. Я совсем недавно об этом думала,- мраморы есть,- просто зашибись, какие красивые. Но абсолютно никому в голову не приходит использовать его в качестве ювелирного камня. Так же, впрочем, как никому не приходит в голову облицевать какую-то поверхность, скажем, стену в метро, гематитом. А ведь было бы, наверное, очень красиво! Однако... Нет, значит,- нет. Правда, есть у меня подозрение, что мраморы активно используют для имитации яшмы. Яшма на столько разнообразна и разноцветна, что за неё можно выдать... да практически что угодно! Вот, кстати, нужно поискать статейки про мраморы и про яшму. А покуда,- синий агат! Настоящий красавец. Резюмируя...

Отокар: «ТАЙНЫ ЛИВИЙСКОГО СТЕКЛА Ливийское стекло (его еще называют стеклом Большого Песчаного озера) – это разновидность тектитов, найденных на территории Египта. В Ливийской пустыне эти стекла разбросаны на огромной территории недалеко от границ Египта с Ливией и Суданом. На юго-западе Египта находится знаменитое ливийское стекло, тонны которого рассыпаны по пустыне. Впервые природное стекло в виде мелких стеклянных камешков были случайно найдены в Ливийской пустыне еще в 1816 г. В 30-х годах прошлого столетия подробные исследования ливийского стекла провел английский минеролог Л. Спенсер. В двухстах километрах от его залежей были найдены многочисленные кусочки такого же стекла вместе со сделанными из него наконечниками копий, топорами и другими орудиями, которые были в обиходе у древних обитателей этой местности. Некоторые из них имеют возраст почти 100 тысяч лет! В музеях и частных коллекциях собраны десятки изделий этих мастерских каменного века - скребки, ножи и топоры. Среди сокровищ, обнаруженных Говардом Картером в гробнице Тутанхомона, был резной символ плодородия - скарабей. Этот центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон, правивший в 1333-1323 гг. до н.э., был изготовлен из ливийского стекла. До сих пор ученые спорят, как образовалось это самое чистое природное стекло, почти полностью состоящее из оксида кремния (SiO2=98%). Наиболее правдоподобное объяснение – оно образовалось при взрыве космического тела в атмосфере, подобного тому, что произошел при падении Тунгусского метеорита в сибирской тайге в 1908 г. Доказательством этого служат обнаруженные в некоторых образцах Ливийского стекла черные включения. Они не только обогащены характерными для метеоритного металла элементами, железом, никелем и кобальтом, но и содержат иридий, в концентрациях, превышающие земные. Однако в Ливийской пустыне, там, где найдено загадочное стекло, нет ни малейших следов какого-нибудь метеоритного кратера. Химический и радиологический анализ же говорит в пользу того, что порядка ста тысяч лет назад над пустыней взорвался огромный метеорит, либо произошла мощная термоядерная реакция. Есть версии, что ливийское стекло - эхо доисторической ядерной войны, уничтожившей цивилизацию Атлантиды.»

Эрик: «Мрамор, господа! Лично меня восхищает, как скульпторы прошлого обрабатывали этот простой, неказистый камень, извлекая из него фигуры, порой невероятного размера. МРАМОР (др.-греч. μάρμαρος — «белый или блестящий камень») — метаморфическая горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3. При перекристаллизации доломита CaMg(CO3)2 образуются доломитовые мраморы. В строительной практике «мрамором» называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку (мрамор, мраморизованный известняк, плотный доломит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты). Мрамор используется как камень для памятников (монументальной скульптуры и надгробий), как штучный строительный камень для наружной облицовки и внутренней отделки зданий и в виде дроблёного и молотого камня, а также штучного (пильного) камня. Мраморные доски из чистого кальцитового мрамора применяют в электротехнике (панели приборных, распределительных, диспетчерских щитов). Мраморная крошка и дроблёный песок используются при изготовлении каменной мозаики и штукатурки, в качестве заполнителей бетона. Мраморная мука находит применение в сельском хозяйстве. Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный). Также мрамор применяется для облицовки каминов и фонтанов, изготовления столешниц, лестничных маршей, полов, вазонов и балясин.» ЭВДИАЛИТ- лопарская или саамская кровь... Давным-давно в далекой Лапландии саамы чтили своих богов-идолов – сейдов. Между мрачными отвесными скалами Луявр-Урта, над священным прозрачным Сейдъявр-озером нашел свой вечный приют страшный старик Куйва. Обращенный богами в тень на скале за то, что напал на саамов, он все еще там, огромный и черный, и поныне нагоняет на людей такой же страх, как и сотни лет назад... С тех самых пор находят в этих местах красные камни. Старинные легенды говорят, что это его, Куйвы, капли крови превратились в эти самые камни. По другой версии некогда между саамами и шведами состоялась битва, и кровь саамских воинов, впитанная тундрой, со временем превратилась в ЭВДИАЛИТ. Этот камень был впервые найден в 1819 году на юго-западе Гренландии. Считается, что термин "эвдиалит" ввел Ф. Стромейер. А описан камень финским геологом Вильгельмом Рамзаем (Wilhelm Ramsay 1865-1928), многократно участвовавшим в экспедицях на Кольский полуостров. ЭВДИАЛИТ - достаточно хрупкий, прозрачный или полупрозрачный минерал, встречающийся, как правило, в зернистых агрегатах, но иногда представлен отдельными кристаллами размером до 10 см. Имя свое он берет от греческого слова "легкорастворимый" (хорошо растворяется в кислотах). ЭВДИАЛИТ - камень воинов, о нем говорят, что он способен усиливать энергетику, причем неважно темную или светлую, а так же он дарит ощущение равновесия, спокойствия и уверенности, придает храбрости и неуязвимости. Считается, что именно по этой причине его стоит дарить тем, чья деятельность связана с риском для жизни. Саамская кровь ускоряет выходит из депрессии и способен помочь стабилизировать состояние))) Этот камень дружит с Девами. Держите его подальше от кислотных сред, и с ним все будет хорошо)))

Муха: Вполне себе пошел бы как украшение! А мне муж недавно выдал, посмотрев на те цацки, которые я на шее ношу, что мол вот фигня твоя бижутерия, вот если бы золото! И мол давай тебе сделаем из золота такое же большое украшение. Я повеселилась и согласилась, только поставив условие, что-бы было так же красиво и что-бы камни были, а не просто бляха золотая. Вот и посмотрим что он там надумает.

Мышь-мышь: Мухин, тебе к такому украшению даже газового баллончика будет мало. Полагаю,- хороший электрошокер, а то и травмат. Ты вообще представляешь, что это такое будет, и как люди будут на твою цацку реагировать? И,- ржу,- не повторяй моих ошибок. Проси показать тебе эскиз. Если ты, конечно, не желаешь обрести полномасштабный сюрприз ради самого сюрприза...

Муха: Я думаю народ решит, что это бижутерия ))) И конечно сначала эскиз, а уж потом работа, ну если конечно у мужа у моего все еще бзик не пройдет

Альтер Эго: Я сегодня, как раз, видела на ювелирном форуме одно ручное колечко. Ну, не очень большое,- обычный стандартный перстень на фалангу. Сделан, конечно, мастерски. Со всяческими золотыми наплывами и с полудрагоценными камнями,- не запредел, какими дорогими. Типо нефритов, гранатов и агатов. То есть, таких, из которых, при желании и имея деньги, можно и пепельницу выточить. Оно золотое, местами,- с золотым же чернением. Оказывается, даже золото можно сделать почти чёрным, если надо. Сталактито-магматическое безобразие. Ну, я думаю,- ты представила. Такие часто делают, тупо анадируя камни медью или серебром. Весит оно всего-то 12 грамм. А стоет... 140 тыс. Я уже постепенно готовлюсь к теме яшмы. Медленно, но верно этот камушек выплывает у меня на первый план.

Муха: Ну вот золото, когда оно действительно красиво сделано, а не просто типа изделие ценное, ибо из золота, смотрится красиво, но обычно эти вещи просто запредельно дорогие.

Уни: Тем интереснее, что тебе там такое муж задарит! Рубин Цезаря Рубин Цезаря имеет насыщенный малиновый цвет и огранен в виде виноградной грозди. Верхушку камня венчают золотые листья с зеленой эмалью. Его вес 255 карат. Камень был подарен Екатерине ІІ шведским королем Густавом ІІІ. Каббалистические книги говорят, что самоцвет наделяет своего хозяина даром видеть всю суть вещей и раскрывать тайны мироздания. За свою историю минерал побывал в руках Клеопатры, Цезаря и многих западных королей. Русские ученые, которые исследовали рубин Цезаря, определили, что он является рубеллитом, или розовым турмалином высочайшего качества, а не рубином. Сейчас он, как и многие другие исторические камни, хранится в Алмазном фонде России. А вот охренительная "роза",- кристаллическая спайка горного кварца и родохрозита.

Герман: «Очень опасный для жизни минерал Киноварь (сульфид ртути) является самым токсичным минералом для обработки из всех существующих на Земле. Название кристалла означает «кровь дракона». Именно из руды киновари добывают ртуть. Образующиеся вблизи вулканов и месторождений серы ярко-красные кристаллы сигнализируют о самой страшной опасности. Киноварь способна высвобождать чистую ртуть при обработке или нагреве, в результате чего у человека наступают судороги, происходит потеря чувствительности и наступает смерть. В Средние века и в конце 1700-х годов быть направленным на работу в испанские шахты, содержавшие образования киноварь считалось практически смертным приговором. Киноварь широко использовалась в китайской истории для изготовления декоративных блюд для еды, и из её кусков также создавались резные работы причудливой формы, иногда за счёт жизней ремесленников. Еще невероятнее то, что некоторые из древних врачей считали, что киноварь содержала целебные свойства, и прописывали её для лечения определенных заболеваний.»



полная версия страницы